Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/dndz/data/www/dndz.tv/blog/engine/modules/database/Database.class.php on line 66

Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/dndz/data/www/dndz.tv/blog/engine/lib/external/DbSimple/Generic.php on line 89

Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/dndz/data/www/dndz.tv/blog/engine/lib/external/DbSimple/Mysql.php on line 35
Мариан Ленком и его театр / Блог им. 1st / Блоги на dndz.tv - Социальная сеть города Днепродзержинска

Мариан Ленком и его театр

Сцена заводской аудитории (сейчас музей истории ДМК) в начале XX векаВ разгар первой мировой войны в Камянское прибыл артист театра Малого в Варшаве Мариан Ленк. Весной 1915 года он стал режиссером кружка польских любителей сценического искусства. Новый руководитель значительно оживил деятельность любителей, о чем свидетельствуют спектакли 1915 — 1916 гг. Причем зрителями этих представлений были не только камянчане польского происхождения (1912 года, к примеру, в Камянском постоянно проживало 12,5 тысячи поляков — это треть населения городка), но и беглецы из Польши, которых военное лихолетье привело сюда, на берега Днепра.

Первой режиссерской работой Мариана Ленка в Камянском стала постановка комедии известного польского драматурга Александра Фредро «Месть за границу». Эта пьеса, кстати, относится к вершинным явлениям в активе драматурга. Спектакли любителей шли по субботам в местном клубе-заводской аудитории. «Месть» показали 23 мая, а через месяц — 20 июня любители показали зрителям драму Шницлера «Забава».

В июле аматоры вновь обратились к развлекательному жанру — на сцене шли комедия «Не могу жениться» и фарс «Живой покойник» (как видим, облегченность репертуара была обычным явлением и в начале XX века).

18 июля 1915 были показаны одноактивки М. Конопницкой «Аисты», Валевского «Семья Ледвоживых» и А. Марка «Вечная сказка». Пьесе М. Конопницкой было уделено пристальное внимание местной критики благодаря злободневности проблематики. В обстоятельной рецензии характеризовались актерские работы: удалась роль хозяина Яблонскому, роль батрака Юзефа была хорошо воплощена Галотом. Юродивый Франек у Марии Конопницкой — воплощение мужицкой правды. Но Франек в исполнении любителя Ярошевского был, по мнению рецензента, не достаточно характерным.
В августе успехом пользовалась очередная премьера — «Совковая усадьба» — спектакль из жизни гуралей, горных жителей польских Карпат В ведущих ролях выступили любители Гоздецкий, Михальская, Ярошевский. «Общественности были переполнены», в частности, посетили беглецы из Царства Польского, где полыхала война. Кстати, в пользу пострадавших от войны жителей Польши аматоры дали 15 августа 1915 года в заводской аудитории специальный спектакль. Шли одноактивы «Аиста» и «Проделки улана». В это время возникает Камянский польский комитет по оказанию помощи пострадавшим от военных действий. Этот комитет устроил в пользу беженцев спектакль, который прошел в воскресенье, 27 сентября. Шла популярная комедия А. Фредро «Девичьи обеты».

А с другого театра — боевых действий — в это время доносились тревожные вести. Немецкое командование весной и летом 1915 года осуществило наступление. Российские войска, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов, стали отступать и за лето оставили Львов, Варшаву, другие города. Польские и литовские области царской России были оккупированы немецкими войсками. Центральные губернии стали принимать сотни тысяч беженцев. Многие из них оказалось на Екатеринославщине. Летом и в Камянское большими партиями стали прибывать люди. Сначала из Галиции, а затем — и из Польши. И хотя у этих людей хватало всяких бытовых проблем, они находили время выбраться на спектакли Камянских аматоров. В те минуты они, возможно, забывали о войне. Скромные представления словно становились цепочкой, который соединял их с далекой родиной, что страдала в огне войны. В начале октября 1915 г. любители под руководством М. Ленка показали в заводской аудитории еще одну премьеру — комедию-фарс в трех действиях «Искушения греха» Рея. Пьеса эта уже ставилась теми же исполнителями и прошел спектакль весьма удачно. После того как 1 ноября любители поставили «Польская кровь», пресса так ценили их деятельность: «… местный кружок польских любителей драматического искусства все больше и больше завоевывает симпатию камянчан и, надо сказать, вполне заслуженно».

Павильон в парке при народной аудиторииПохвала ободрила самодеятельных артистов. В воскресенье, 13 декабря 1915 они вынесли на суд зрителей комедию «Разбитые жизни». Ее автор Юзеф Близинский (1827 — 1893) продолжал традиции А. Фредро. Его комедия «Осколки» («Разбитые жизни» — это один из вариантов перевода польской названия «Розбиткы») была следствием проницательного наблюдения над нравами помещичьей среды. Новый 1916 год любители театрального кружка вместе с членами Общества гребного плавания и их семьями встречали в помещении Камянского яхт-клуба.

Накануне Нового года состоялся спектакль с концертным отделением, прошедший по заранее заданной программе. Любителями была разыграна веселая польская шутка «Горячий». В концертном отделе польский кружок любителей драмы, музыки и пения принял участие в полном составе. С успехом прошле и выступление режиссера кружка Мариана Ленка. Его после каждой декламации много раз вызывали на «бис». Особый успех выпал тот вечер на судьбу Е. К. Маге, игравший соло на скрипке. Он исполнил лучшие номера своего репертуара-произведения многих знаменитых композиторов. Любительский оркестр, управляемый этим музыкантом, потом сопровождал некоторые выступления любителей сцены.

В январе 1916 г. польские любители порадовали зрителей еще одной постановкой — на этот раз была драма «Мартын Луба» в четырех действиях, сочинение известного писателя Северо (под этим псевдонимом писал Игнацы Мацейовский). Как и в новогодний вечер, было много музыки, веселья благодаря оркестру, руководимому Е.К. Маге. Музыку исполнили «Цветы польские» — национальные танцы и песни, собранные Османским, «оберек и куявяк», собранные Гаржезинским. Взрыв смеха вызвала у публики полька «Смех».

Премьеры происходили довольно часто. Уже через две недели 7 февраля 1916 г. в той же заводской аудитории любители поставили еще одну комедию Александра Фредро «Господин Йовяльский», которая знакомила с колоритными обычаями польской шляхты. Вообще комедии преобладали в репертуаре. Так хотелось забыть о войне, о тяготах военного времени. Спектакль по пьесе Влодзимежа Пежиньского «Счастье Франя», написанный в 1909 году, аматоры показали 14 февраля 1916 г. Критика отмечала «глубокую по замыслу и богатую красотой содержания комедию» польского драматурга, который, кстати, почувствовал на себе заметное влияние Антона Чехова.

А вот следующий раз аматоры потерпели неудачу. 20 февраля кружковцы-театралы «угощали» местную публику двумя слабыми одноактными комедиями — «неопровержимый аргумент» и «Янек и Ойцов». Содержание обоих пьесок было оценено, как таким, которое не представляет «ничего ценного и интересного». Если первая комедия прошла довольно вяло, то вторая потерпела полное фиаско, поскольку «главное действующее лицо Янек портил все». Лишь Е.К. Маге со своим любительским оркестром, который исполнил во время антракта марш «Ян III Собеский под Веной», был, как всегда, украшением вечера и получил вполне заслуженную благодарность публики.
Воскресный день 6 марта 1916 г. обещал камянчанам интересное художественное событие. В заводской аудитории после десяти месяцев работы в Камянском состоялся бенефис режиссера польского кружка, бывшего варшавского артиста Мариана Ленка. Накануне в прессе камянчане прочитали:
«Поставлена будет трагикомедия в 4-х актах Грабовского «Франек Цыган». В роли Франека выступит бенефициант, который за свою 10-месячную добросовестную работу с местными аматорами успел зарекомендовать себя как умелый организатор и хороший исполнитель воплощаемых им ролей. Заслуги бенефицианта несомненно будут оценены публикой и бенефис п. Ленка привлечет внимание многих зрителей».

Так писала перед бенефисом местная газета «Отклик жизни». Но в оценке самого спектакля газета была гораздо более сдержанная: «Обычная пьеса «Франек Цыган» С. Грабовского… сносно была разыграна местным любительским кружком. Бенефициант М. Ленк, который играл роль Франека, играл хорошо и в некоторых местах уменьшал недостатки других участников. По его преданности своему делу как режиссеру и бенефициантов тот вечер был преподнесен букет живых цветов и папку от членов кружка польских любителей сценического искусства и букет живых цветов от публики».
Меня заинтересовало, как объясняет слово «бенефициант» словарь Владимира Даля. Вот его толкование: «художник, артист, актер, музыкант, в пользу которого дается представление». В Советском Союзе, воюя со всем, что было при прежнем режиме, бенефисы отменили в 1925 году. Дореволюционные бенефисы, наверное, чем-то напоминали нынешние творческие вечера. Как бы то ни было, Мариан Ленк через газету поблагодарил всех, кто «почтил своим присутствием» его бенефис. Времена были взаимной вежливости…

В начале лета 1916 г. аматоры поставили историческую пьесу «Кмициц» по роману Генрика Сенкевича «Потоп». Спектакль, отмечали современники, произвел довольно отрадное впечатление как постановкой, так и игрой отдельных исполнителей — Рущиковскои, Ленка, Сокола, Станчика, Ярошевского. «Пани Рущиковская — безусловно хорошая любительница, — писал рецензент, — но образ Оленьки в ее исполнении потерял немало характерных особенностей. Оленька была недостаточно мужественным, малорешительно и энергичной».

Отмечалась также великолепная игра Мариана Ленка. Особенно сильно была воссоздана им сцена смерти князя Радзивилла. Господин Сокол — очень хороший заглоба; обидно только, что п. Сокол не обратил должного внимания на все то, что должно характеризовать Заглоба с внешней стороны. Некепсько провел свою роль и п. Станчик-Кмициц».

Следующим шагом было обращение аматоров к драматургии шведского писателя Августа Стриндберга. их заинтересовала драма в трех действиях «Отец». Это-одна из последних известных нам постановок М. Ленка. Драма Стриндберга, по свидетельству очевидцев, «собрала полный зал публики, смотрела с захватывающим интересом и прошла временем на подъеме. Игра всех любителей без исключения в целом отмечалась должной серьезностью и выдержанным тоном».
Такова краткая история любительского театра, руководимого Марианом Лен-ком. Какова дальнейшая судьба этого человека? К сожалению, об этом известно очень мало. Есть данные, что в 1920-е годы М. Ленк стал первым диктором Лодзинской радиостанции Польского радио. Возможно, в этом ему понадобился и опыт работы на Украине?…

Главная контора Днепровского металургического завода
Главная контора Днепровского металургического завода, 1908 год. Фото Н.А. Иванова
  • 0
  • 20 ноября 2011, 20:35
  • 1st

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.